Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение 
«Средняя школа №15»

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15»

629300, Россия, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, 52 
тел./факс: +7(3494)22-92-50;
эл. почта: Shkola15@nur.yanao.ru
сайт: 15.1class.ru

    

 

С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, усилением тенденции к разнообразию национального состава населения городов округа, обострением межнациональных конфликтов в латентной и острой формах, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных  на уровне  государства.
В образовательной системе округа и города возросла востребованность эффективных, проверенных на практике материалов, помогающих решать  проблемы, связанные с деятельностью полиэтнических образовательных учреждений. 
В феврале 2011 года МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 7, МБОУ ДС ОВ «Брусничка», МБОУ ДС КВ «Лада» присвоен статус сетевой городской  экспериментальной площадки по теме: «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера» (приказ УО от 28.02.2011 № 212 «О присвоении статуса сетевой городской экспериментальной площадки и статуса учреждения-лаборатории образовательным учреждением»), в марте 2011 года - статус региональной инновационной площадки (приказ Департамента образования ЯНАО от 31.03.2011). В феврале 2012 года продлен статус региональной инновационной площадки (приказ Департамента образования ЯНАО от 09.02.2012 № 353 «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок на 2012 год»).
Актуальность сетевого проекта обусловлена проблемой обучения детей, прибывающих из стран ближнего зарубежья, которая в последнее десятилетие встала перед педагогами образовательных учреждений города Новый Уренгой и, прежде всего, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями начальной школы и  русского языка.  
Новизна сетевого проекта связана с разработкой модели адаптации ребенка-инофона в образовательном учреждении в условиях Крайнего Севера, включающей диагностический пакет, пакет программ, описание возможных результатов, модель сетевого взаимодействия.
 Учитывая отсутствие научно-методического и практического опыта решения данной проблемы в условиях Крайнего Севера,  считаем ее  исключите  актуальной.
 МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 7, МБОУ ДС ОВ «Брусничка», МБОУ ДС КВ «Лада» - многонациональные образовательные учреждения, расположенные в районе малоэтажной деревянной застройки (работающие в сложном социальном контексте).
Основная идея проекта заключается в изучении и решении проблемы языковой адаптации детей-мигрантов, формировании у них необходимых коммуникативных и языковых компетенций, а также педагогической поддержке в условиях вхождения детей в новую для них культурную среду.
Цель сетевого проекта:  Создание условий для адаптации и освоения ребенком-мигрантом русского языка в образовательном учреждении.
Задачи:  
1. Апробация имеющихся и создание новых методик преподавания русского языка как неродного в школе с полиэтническим составом.
2. Разработка и апробация проектов педагогической поддержки детей и родителей в образовательном учреждении с полиэтническим составом.
3. Разработка и реализация программ повышения квалификации
для подготовки педагогического коллектива ОУ к работе в полиэтническом
образовательном учреждении.
4. Обеспечение ОУ выбора диагностических материалов и УМК для решения проблем полиэтнического образовательного учреждения.
5.  Актуализация ресурсов внешней среды для достижения целей.
6. Создание и апробация механизмов сетевого управления
решением проблем учреждения с полиэтническим составом учащихся  и воспитанников.
Проект предполагает отработку сетевого взаимодействия образовательных учреждений, которое позволяет обмениваться ресурсами, осуществлять охват родительской общественности.
Научным руководителем экспериментальной деятельности является к.п.н., начальник  районного отдела образования Адмиралтейского района СПб Петрова С.И., которая ежегодно проводит цикл обучающих семинаров.
С учащимися, слабо владеющими русским языком, в рамках опытно-экспериментальной деятельности 2 раза в неделю  проводятся дополнительные занятия, на которых реализуется   рабочая  программа учебного курса для детей-билингвов «Учимся говорить по-русски». Дополнительные занятия по русскому языку организованы в малых группах, где весь процесс обучения проходит в игровой, занимательной форме. На дополнительных занятиях по русскому языку дети учатся правильно конструировать словосочетания и предложения, избавляются от специфических ошибок, пополняют свой лексикон, осваивают формы вежливого общения, основы успешной коммуникации, что помогает им в повседневной жизни.
В целях формирования электронного банка учебных материалов для детей-мигрантов, методических материалов для педагогов, работающих с данной категорией учащихся, с 2011/2012 учебного года на дополнительных занятиях по русскому языку с учащимися начальных классов внедряется комплексный сетевой ресурс «Виртуальная школа русского языка».     
Сетевая площадка дважды становилась призёром городского конкурса инновационных образовательных проектов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»  (II место в 2011 году, II место в 2012 году). Средства грантов были использованы в полном объёме на оплату деятельности научного руководителя, приобретение высокотехнологичного оборудования, выставочного оборудования,  типографские услуги и др.
Поскольку сетевое взаимодействие является инструментом эффективного позиционирования инновационных педагогических проектов в образовательном пространстве и предполагает обмен ресурсами для достижения поставленной цели, за время работы ОУ в режиме эксперимента значительно расширились партнерские связи с учреждениями образования, общественными институтами:
3 декабря 2011 года состоялось он-лайн обсуждение «Проблема снижения уровня грамотности учащихся (на примере русского языка)». Направления обсуждений: «Работа с детьми-инофонами» и «Работа с детьми – носителями языка».  В обсуждении приняли участие директор ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Петрова Симона Израильевна, методисты ИМЦ СпБ, педагоги МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 7, МБОУ ДС ОВ «Брусничка», МБОУ ДС КВ «Лада», педагоги Санкт-Петербурга.
Также, состоялось обсуждение организационных мероприятий и содержательных аспектов конкурса творческих работ «Компьютерное Зазеркалье», направленного на гармонизацию межэтнических отношений, имеющего приоритетную тему года: «Две столицы в истории России» для учащихся 5-11 классов и «История России. Фольклор» для учащихся 1-4 классов. По итогам событий разработаны и представлены методические рекомендации по организации и проведению конкурса, в котором учащиеся приняли активное участие  во всероссийском конкурсе «Компьютерное Зазеркалье» и заняли призовые места.
- в рамках экспериментальной деятельности организовано взаимодействие с учреждениями округа (г. Ноябрьск), имеющими проблемы обучения детей-мигрантов.
Изучение промежуточных результатов деятельности региональной инновационной площадки показало положительную динамику по ряду направлений деятельности:
1. Положительная динамика качественной успеваемости детей-инофонов по русскому языку.
2. Приобретение школьниками опыта положительной самореализации (положительная динамика участия детей – инофонов в конкурсах).
3.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Так:
- у 23% учащихся отмечена положительная динамика в отношении  учащихся к процессу обучения;
-  у 34%  обучающихся повысился уровень познавательной активности;
- у 21 % обучающихся имеется незначительная положительная динамика актуального развития.
Сравнительный анализ качественного словаря учащихся показывает
положительную динамику в речевом развитии учащихся:
- у 28 % наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса, не только по количественным, но и по качественным параметрам;
- у 32% учащихся  расширился объем употребляемых слов-существительных, слов-прилагательных, слов-глаголов;
- у 9% наблюдается положительная динамика сформированности лексико-грамматического строя речи;
- у 19% отмечено снижение количества ошибок в согласовании различных частей речи, категорий рода и т.д.
(При этом на начало обучения анализ качественного состава словаря учащихся,  зачисленных в экспериментальную группу показал:
  - у 75% учащихся  недостаточный атрибутивный и глагольный словарь,
 - у 100% учащихся общий запас слов ограничен непосредственно бытовым кругозором;
 - у 98% учащихся отмечается недостаточный уровень сформированности связной речи.)
Опыт экспериментальной деятельности учреждений неоднократно транслировался посредством публикаций в изданиях муниципального, регионального и федерального уровней (19 публикаций), а также на городских и окружных форумах:
22-24 ноября 2011 года участники экспериментальной площадки приняли участие в выставке-презентации разработок научных и инновационных центров РФ, состоявшейся в рамках Ямальского инновационного форума 2011 «Инновации для человека и природы», где представили идею региональной инновационной площадки по теме: «Программа адаптации детей, слабо говорящих и не говорящих на русском языке, в условиях образовательного учреждения с полиэтническим составом обучающихся (модель сетевого взаимодействия)», также педагогами были презентованы модель сетевого взаимодействия, основные направления инновационной деятельности, продукты ОЭР, ожидаемые результаты.  По итогам участия школа награждена дипломом.
16-18 ноября 2011 года сетевая площадка была представлена на арктическом образовательном форуме «Арктика – регион инновационного образования».
В ноябре 2011 года учащиеся школы стали лауреатами окружного конкурса на самое дружное молодежное объединение «Палитра». Также волонтеры школы приняли участие в городском гражданском форуме – 2011и др. 
5 марта 2012 года состоялась  видеоконференция с участием Урсулы Маурич, координатором межрегиональных программ, преподавателем университета г. Вена (Австрия) и участниками региональной инновационной площадки, на которой руководители образовательных учреждений  представили идею сетевой площадки, рассказали о традициях, успехах.
В свою очередь, Урсула Маурич говорила о проблемах полиэтнических образовательных учреждениях Австрии, стратегии развития полиэтнических образовательных учреждений.
24 апреля 2012 года состоялась трехсторонняя видео-конференция (Новый Уренгой, Санкт – Петербург, Вена (Австрия), на которой обсуждались проблемы развития полиэтнических школ. Цель дискуссии - обмен опытом между  представителями органов управления образованием разных регионов, стран и образовательными учреждениями. Наш город представляли Фомина Елена Юрьевна, начальник Управления образования,  директора  МБОУ СОШ № 7 и № 15  Боцян Светлана Николаевна и Кашникова Екатерина Николаевна. От Санкт - Петербурга в обсуждении участвовала директор «Информационно-методического Центра», к.п.н Петрова Симона Игоревна.  Систему образования Вены представлял Карл Блюмл, инспектор Комитета по образованию, Германн Ейхингер, заместитель директора Федеральной гимназии Готтшалкгассе 21, ЗабинеДекер, координатор совместных программ с Комитетом по образованию,  Урсула Маурич, эксперт по вопросам двухстороннего сотрудничества в сфере образования.  В ходе диалога стороны определили актуальные темы для дальнейшего сотрудничества, они касались поддержки ребенка и семьи в новой для них социо-культурной среде. Все участники высказались за продолжение сотрудничества в данной сфере и назначили следующую видео-конференцию на осень 2012г., обозначив ее рабочее название «Стратегии взаимодействия в полиэтнической школе».
В 2012/2013 учебном году продлен статус региональной инновационной площадки.
За время функционирования в режиме эксперимента педагогами нашей школы разработано 4 инновационные программы, которые направлены на языковую поддержку и обучение воспитанников русскому языку как неродному; 4 рабочие тетради для совместной работы детей и родителей дома, направленные на речевое развитие детей-инофонов. 
В 2012/2013 учебном году опыт экспериментальной деятельности школы  транслировался посредством 4 публикаций на всероссийском и международном уровнях.
В рамках экспериментальной деятельности директор школы Кашникова Е.Н. приняла участие в заседании Регионального совета по развитию инновационной деятельности в системе образования ЯНАО.
На городском  конкурсе «Педагогический поиск. Инновации. Творчество», педагоги нашей школы представили инновационные программы и заняли I и III место.
В рамках экспериментальной деятельности педагоги начальных классов приняли участие в региональном конкурсе «Сердце отдаю детям». Щербакова Л.А. стала лауреатом данного конкурса.
Продолжается  внедрение   комплексного  сетевого ресурса «Виртуальная школа русского языка».
На данном этапе ведется работа по разработке критериев эффективности деятельности полиэтнического образовательного учреждения.
В 2013/2014 учебном году ОУ продлен статус региональной инновационной площадки.
За время функционирования в режиме эксперимента педагогами нашей школы разработано 4 инновационные программы, которые направлены на языковую поддержку и обучение воспитанников русскому языку как неродному; 4 рабочие тетради для совместной работы детей и родителей дома, направленные на речевое развитие детей-инофонов.
В 2013/2014 учебном году опыт экспериментальной деятельности школы  транслировался посредством 4 публикаций на всероссийском и международном уровнях.
С 06.11.2013 по 09.11.2013 на базе МБОУ СОШ № 15, № 7 детских садов "Лада" и "Брусничка" для руководителей ОУ, заместителей руководителей, учителей, воспитателей ДОУ округа прошли курсы повышения квалификации по теме региональной инновационной  площадки «Программа адаптации детей, слабо говорящих и не говорящих на русском языке, в условиях образовательного учреждения с полиэтническим составом обучающихся (модель сетевого взаимодействия)».
В семинаре приняли участие 52 педагога из разных образовательных учреждений города и округа. В теоретической части были представлены различные аспекты международного и российского опыта решения проблем полиэтнических школ, методика обучения русскому языку как неродному в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждения, проблемы и перспективы инновационной деятельности в образовании, а также инновационные программы педагогов, которые являются участниками опытно-экспериментальной деятельности сетевой площадки.
В ходе семинара педагогами даны уроки с применением инновационных программ, комплексного сетевого ресурса «Виртуальная школа русского языка».
Семинар проведен на высоком методическом уровне. При подведении итогов семинара обсуждались проблемы и перспективы развития полиэтнических образовательных учреждений. Были получены положительные отзывы участников семинара о работе в данном направлении.
17 марта 2014 года в рамках программы «Зимней школы управления в Новом Уренгое» делегация из Касселя посетила МБОУ СОШ № 15. В ходе встречи представлена идея опытно-экспериментальной работы сетевой площадки по теме «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера». Директором школы Кашниковой Е.Н. были презентованы модель сетевого взаимодействия, основные направления инновационной деятельности, продукты ОЭР педагогов всех учреждений-партнеров, достигнутые результаты по ряду направлений деятельности.  
Педагогами представлены занятия с применением инновационных программ, комплексного сетевого ресурса «Виртуальная школа русского языка».
Встреча завершилась дегустацией блюд национальной кухни. Были получены положительные отзывы гостей  о работе сетевой площадки. 
В рамках Педагогического форума "Образование-2014" в школе состоялась педагогическая арена «Разнообразие как возможность», в работе которой приняли участие 42 педагога из ОУ города. Содержательно представлен опыт работы СШ № 15 «Обучение русскому языку детей-инофонов», рассмотрены отдельные аспекты инновационной деятельности, способствующие повышению качества обученности по русскому языку и социализации учащихся.
На форуме были представлены выставка уникальных методических  учебных пособий, разработанных педагогами школы, фото-выставка, иллюстрирующая деятельность учреждения в данном направлении. Педагогами города была дана высокая оценка представленного опыта. В процессе психолого-педагогической рефлексии каждый участник педагогической арены выделил для себя  актуальные моменты представленного опыта.
В 2014/2015 учебном году успешно завершила свою деятельность региональная инновационная площадка школы.
В июне 2015 года директор школы приняла участие в  заседании регионального совета по вопросам развития инновационной деятельности в системе образования ЯНАО в режиме видеоконференцсвязи. МБОУ «СШ № 15» совместно с учреждениями-партнёрами присвоен статус региональной стажировочной площадки по теме: «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера» (приказ департамента образования ЯНАО от 13.07.2015 № 1194 «О присвоении статуса региональной стажировочной площадки в системе образования ЯНАО»).
В ходе заседания начальником департамента образования ЯНАО Ириной Кенсориновной Сидоровой дана высокая оценка проекту,  представленному школой. Эксперты отметили актуальность тематики, предлагаемой для проведения стажировки.
В 2015/2016 учебном году МБОУ "СШ № 15" присвоен статус региональной стажировочной площадки по теме «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в общеобразовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующих в условиях Крайнего Севера» (приказ департамента образования ЯНАО № 1194 от 13.07.2015).
В соответствии с программой региональной стажировочной площадки были проведены следующие мероприятия:
3 декабря 2015 года  в рамках реализации регионального инновационного проекта состоялось он-лайн обсуждение «Проблема снижения уровня грамотности учащихся (на примере русского языка)». Направления обсуждений: «Работа с детьми-инофонами» и «Работа с детьми – носителями языка».  В обсуждении приняли участие Петрова Симона Израильевна, к.п.н., начальник  районного отдела образования  администрации Адмиралтейского района СПб, методисты ИМЦ СпБ, педагоги МБОУ "СШ № 15", МБОУ "СШ № 7", МБОУ "СШ № 8", МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя», МАДОУ «ДС «Огонёк», МБДОУ «ДС «Лада».
В период с 15.02.2016 по 18.02.2016 под руководством научного руководителя Петровой С.И. проведена стажировка по теме «Освоение русского языка и адаптация детей - инофонов в общеобразовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующих в условиях Крайнего Севера» (приказ ГАОУ ДПО ЯНАО "Региональный институт развития образования" от 08.02.16 № 02 "Об организации и проведении стажировки"). Стажировка имела практико-ориентированный характер, проводилась как в очном, так и заочном режиме в объеме 32 часов (выполнено в полном объеме).  
5 апреля 2016 года директор школы   представила опыт работы по обучению детей-инофонов в рамках шестой Зимней школы управления на заседании круглого стола «Реализация миграционной политики в Новом Уренгое».
Немецкая делегация с интересом выслушала опыт Нового Уренгоя в работе с мигрантами. Большой отклик вызвали программы языковой поддержки, работа по формированию общероссийской идентичности и  созданию условий для эффективной адаптации мигрантов в городском сообществе.
По итогам реализации инновационного проекта, связанного с обучением и воспитанием детей-инофонов, готовится к изданию методический сборник, выпуск которого планируется в 2016/2017 учебном году.
В соответствии с программой региональной стажировочной площадки в 2016/217 году были проведены следующие мероприятия:
8 августа 2016 года опыт работы включен в виртуальный выставочно-презентационный проект «Образовательные бренды Ямала».
23 декабря 2016 года в МБОУ Дом детского творчества прошел городской семинар по теме: «Практики этнокультурного образования образовательных организаций города», где освещался опыт работы региональной стажировочной площадки МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя» по теме: «Освоение русского языка и адаптации детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом воспитанников, функционирующим в условиях Крайнего севера».
13-15 марта 2017 года на базе МБОУ «СШ №7»,  МБОУ «СШ №15»  и МАДОУ «ДС  «Огонек» для руководителей ОУ, заместителей руководителей, учителей, воспитателей ДОУ города состоялся семинар в рамках работы региональной стажировочной площадки по теме «Освоение русского языка и адаптация детей- инофонов в общеобразовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующих в условиях Крайнего Севера», участниками которой являются также  МДОУ «ДС  «Лада», МДОУ «ДС  «Цветок Уренгоя» (приказ ГАОУ ДПО ЯНАО "Региональный институт развития образования" от 02.02.2017 г. № 01 "Об организации и проведении стажировки"). Международный и российский опыт решения проблем полиэтнических школ был представлен кандидатом педагогических наук, начальником отдела образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Петровой С. И. Так же в теоретической части семинара участники поделились опытом работы по темам «Психолого-педагогическая поддержка детей- инофонов в условиях вхождения в новую социальную среду посредством использования продуктов инновационной деятельности» (учитель начальных классов МБОУ «СШ №7» Псарева С. В), «Система работы в ДОУ с детьми-инофонами», в рамках реализации экспресс-программы «Радуга» (Мельник А.Ю., музыкальный руководитель, Тойшанова М.М., воспитатель МАДОУ «ДС «Огонёк»), «Организация деятельности с детьми дошкольного возраста в музейном пространстве как фактор создания в ДОУ социокультурной образовательной среды» (Гайдай Н.В., старший воспитатель, Толмачева Н.Ф., воспитатель, Войцеховская С.В., музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Лада»), «Использование ИКТ в работе педагога»( Чепенко Л.Г., воспитатель, Товсултанова М.К., воспитатель МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя»).
В практической части семинара лучшими учителями МБОУ «СШ №7» и МБОУ «СШ №15» были проведены интегрированные занятия, мастер- классы и занятия по внеурочной деятельности.
В завершении мероприятия было принято решение о проведении вебинаров, транслирующий данный опыт на окружном и российском уровне.
24 марта 2017 года приняли участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий и федерального бюджета юридическим лицам в целях обеспечения реализации задач Федеральной целевой программы развития на 2016-2020 годы по мероприятию: «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» по лоту 3: «Интеграция школьников из семей мигрантов в образовательный процесс». Целевым назначением проекта является: «Создание условий для успешной интеграции школьников из семей мигрантов в образовательный процесс и освоение ребенком- инофоном русского языка».
30-31 марта 2017 года среди учащихся 1-4 классов состоялся фестиваль «Мы дружбой народов сильны». Каждый народ по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, поэтому участниками фестиваля стали учащиеся 1-4 классов, которые активно приняли участие в защите проекта «Мы дети разных национальностей».
Деятельность региональной стажировочной площадки осуществлялась согласно программе, проделанную работу за 2016/2017 учебный год считать удовлетворительной.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Авторизация
Регистрация
Войти как пользователь